ваш чайный гид души не чаю

ТЕ ГУАНЬ ИНЬ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ИСТОРИЯ, ВКУСЫ, ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА, СПОСОБЫ ЗАВАРИВАНИЯ

Чайные секреты

Те Гуань Инь Цин Сян

Железная Богиня Милосердия Легкий аромат
290
р.
Количество
Те Гуаньинь Цинсян — это глубокий и насыщенный чай, при его производстве его немного поджарили, совсем чуть-чуть, ровно настолько, чтобы он сохранил известный и любимый нами вкус слабоферментированного улуна.
Те Гуань Инь Цин Сян
Железная Богиня Милосердия Легкий аромат
290
р.
Количество
Те Гуаньинь Цинсян — это глубокий и насыщенный чай, при его производстве его немного поджарили, совсем чуть-чуть, ровно настолько, чтобы он сохранил известный и любимый нами вкус слабоферментированного улуна.
Те Гуань Инь. Железная богиня милосердия.
ЛЕГЕНДА О ТЕ ГУАНЬ ИНЬ

Порой фермеры говорят, что их чайные горы – это место, где сама бессмертная Дева подстригает чайные растения. Мы, люди с иным мышлением, привыкли верить фактам, а когда факты упираются в легенды, на наших губах непроизвольно появляется улыбка. Пусть так.
Толи так было, толи так могло бы быть, но одна из историй происхождения чая гласит, что на территории современной провинции Фуцзянь, в местности под названием Аньси, жил известный в далекие времена чаевод. Он славился на всю округу своими прекрасными чайными садами. Абсолютно вся земля этого славного фермера была отдана под чайные угодья. Молва о нем достигла императора, который незамедлительно решил увидеть этого человека, вкусить чай из его рук. Но случилось несчастье – налетела стая саранчи, уничтожив в короткий срок труды чаевода. Император прибыл, но поить его было нечем. Последний раз герой легенды решил взглянуть на свою любимую землю, где когда-то рос чай. Озирая пустую местность, взгляд чаевода коснулся и железной статуи Гуаньинь – несколько кустиков проросли сквозь ее колени, как будто бережно сохранённые ее руками от пожиравших все насекомых. Чаевод, нечая увидеть такое чудо, позже выстроит храм в честь этой бодхиставы, а пока радостно собирает чайные листья, готовит их и преподносит императору драгоценный напиток. Естественно, этот чай получает благодарственное имя: ТеГуаньинь, то есть «Железная Гуаньинь».

Гуаньинь или Гуаньшиинь – «Слышащая или созерцающая звуки мира». На самом деле этот образ просветленного существа прибыл из Индии вместе с буддийской философией около 1 века нашей эры и воспринимался какое-то время в мужском облике. Имя Гуаньинь – это калька с имени Авалокитешвары. Но, или китайцам сложно было понять исключительное бесконечное милосердие и сострадание, исходящее непосредственно от мужчины, еще и сам Авалокитешвара мог принимать на земле любые облики, или сюда добавились еще и местные легенды о Деве, которая несмотря ни на что следовала заветам учения Будды и стала просветленной и бессмертной, или с милосердием как таковым еще и связался образ Девы Марии, но так или иначе примерно к 11 веку мужской образ повсеместно претворился в женский. Честно говоря, исходя из философии буддизма это не столь важно, ведь таким просветленным существам больше не требуется ни рождаться, ни умирать в каком бы то ни было из миров, в том числе и человеческом. Они свободны, их карма чиста, они могут идти дальше, в эту некую нирвану (что это такое сам Будда не говорил, а мы бы вряд ли поняли). Но их сострадание и милосердие к живущим столь велико, что они дают обет бодхисаттвы, обет пробужденных, что не покинут ни одно живое существо, до тех пор, пока обитатели многочисленных и самых разных миров не станут таким же просветленными и пробужденными, как и сами бодхисаттвы. «Слышащая все звуки мира», Гуаньинь – одна из таких бодхистаттв.
Те Гуань Инь: вся информация о Железной Богине в одной статье
Порой мне кажется, что о чае ничего и не надо писать – сам чай о себе в процессе чаепития расскажет лучше, чем кто-либо . Истинная радость человеческой свободы выборы – в скромности и спокойствии наслаждаться тонкостью, деликатностью чая, слышать его и пребывать в данном моменте. Вопросы возникают после. На эти вопросы мы и попытаемся дать ответ.

Почему попытаемся? Потому что у каждого технолога, который производит данный чай, свое объяснение, свое понимание, свой способ приготовления. Если рассматривать цифры, то ежегодно на юге Фуцзяни, в уезде Аньси, создается около 64 тысяч тонн чая.(Шестьдесят четыре тысячи тонн чая, Карл! Но это факты прошлых лет!) Как обобщить и схематизировать данные цифры, переведя их в правдивый словесный эквивалент? (Тут же вспоминается чайный рынок в городе Аньси, куда как минимум дважды в год – весной и осенью – стекается нереально огромное количество фермеров, со своим ТеГуаньинем, лучшим). Реальна ли вообще эта задача? Но мы попробуем. И да поможет нам в этом Бодхиссатва Гуаньинь! – пишем мы с улыбкой и надеждой в глазах.

Те Гуань Инь: история и место произрастания


Итак, Аньси. С 1995 года это «сердце Китая», как говорят здесь, официально получило статус «Родина китайских улунов». И через несколько лет уезд из беднейших вошел в сто богатейших местностей Китая.
Субтропический климат без сильной жары и морозов; не сырость, а именно влажность – частые дожди, чередующиеся с солнцем, и туманы, окутывающие склоны холмов и гор. Может быть поэтому местные жители считают, что у них нескончаемая весна. Такое ощущение, что чай растет здесь везде: и в огородах, и на многочисленных террасах гор, – благо, красно-земные почвы это позволяют.

Отсюда, одна из распространенных классификаций чая:
— гао 高茶 — высокогорный (часто его еще именуют ТеГуаньинь Ван, премиум, АА)
— чжун 中茶- с середины горы (условно обозначают, как А)
— ди 底茶 — равнинный (могут обозначить как В).
Лучшим, естественно, считается тот, что собран с вершин гор, которые в уезде Аньси порядка 1500м. Выше рос – больше видел, – напишем мы на манер китайцев. Но по сути, этот чай ярче переживал перепады температур и особенность климата, процесс вегетации проходил медленнее. Кстати говоря, сами фермеры, считают такую классификацию не совсем правильной. Гораздо важнее считают они то,
— чем удобрялось чайное растение,
— в какую погоду были собраны листья,
— как они были обработаны.

Земля, небо и человек – вот три важнейших фактора вкуса для качественного чая. Душа должна быть спокойной, подобно Будде, наблюдение ясным, а реакция быстрой. Погода солнечной с северным ветром и легкой влажностью в воздухе. Потому как дождь дает и избыточную влагу в листьях, что затрудняет выявление аромата. Удобрение – естественное, природное, чтобы не истощалась земля, а вкус оставался чистым, без химических примесей.
А с тем учетом, что лучшим листом для приготовления чая является собранный с трех-четырехлетних кустов, тогда как старые, десяти-пятнадцатилетние, выкорчевывают, чтобы освободить место для новых, поддержание плодородности почвы весьма насущная проблема, в условиях современной экономики, для фермеров.

Весна или осень? Какой Те Гуань Инь лучше?

Чай в Аньси собирают круглый год. Наиболее ценными периодами сбора являются весенний (примерно 12 дней: с 20 апреля по 10 мая) и осенний (15-20 дней: 15 сентября — 15 октября или 15 октября — 15 ноября, но второй, именуется в Китае зимним сбором). Есть еще летние (10 июня — 5 июля и 25 июля — 20 августа), но они не столь изысканны и очаровательны, как предыдущие. Какой лучше – весенний или осенний сбор – решать тем, кто пьет.
Обычно считают, что весенний ТГ выигрывает за счет богатства непревзойденных многочисленных оттенков вкуса настоя. Тогда как осенний – великолепен своим потрясающим многогранным ароматом. Хотя есть и абсолютно противоположные мнения: что именно вкус будет коронным у осеннего чая, а восхитительный аромат – у весеннего.
Но весной в воздухе и, следовательно, в чайном листе много влаги, и технологу непросто создать ароматный чай из влажных побегов. Осенью же – утренние туманы и достаточно много низкого солнца, отсюда мнение, что осенний ТГ особенно изысканен. Плюс само название чая связано с железом, а осень, по китайской философии, пора «металла» и чай, так сказать, пребывает в свой стихии. Но по той же философии императорский чай должен быть приготовлен исключительно весной, когда все в природе растет и зреет, наливаясь силой.
Поэтому, какой урожай будет вкуснее, в действительности зависит от чайных технологов, их способов выделки чайного листа, ну и, естественно, всех выше перечисленных факторов: вариации вариаций.

Как делают Те Гуань Инь? Технология производства Железной Богини.

Говорят, что данный чай появился еще в давние времена при династии Тан.
Технология приготовления в наши дни и в древние, естественно, отличается. Но суть ее остаётся неизменной, передаваясь из поколения в поколение, варьируясь от моды, сложенной из вкусов и предпочтений тех, кто пьет этот чай.
— Подрезание молодых побегов с почкой ранней весной, чтобы дней через 50 начать сбор подходящих листьев для данного чая.

— Сбор. Зрелый побег с тремя верхними листами, после осыпание росы, днем или с раннего утра (примерно с 9 часов до 16), круговым движением отрывают, укладывая в бамбуковые плетеные корзины. Дневной сбор выделяют особо – хороший фотосинтез, немного воды и достаточное количество аминокислот в побегах.

— Завяливание или просушка. Часов 5-6 побеги находятся на открытом воздухе под солнцем, разложенные на циновках или корзинах. Или в помещении под вентиляторами и лампами, если дождь. Для равномерной просушки их периодически, каждые 5-10 минут, переворачивают. Цель – сокращение интенсивности процессов, что протекают в побегах растения, изменение биохимических и физиологических свойств. За счет испарения влаги, наблюдаемой как «размягчение», «расслабление», лист сохранится цельным во время последующей обработки (что и можно наблюдать в спитом чае).

— Охлаждение или провеивание. В темном месте, в неподвижном положении (например на стеллажах в бамбуковых поддонах) происходит перераспределение влаги между листьями и стеблями. Фермеры считают, что таким образом побеги отдыхают, спят.

— Встряхивания необходимо устранения неоднородности вкуса и выявления цветочного аромата, присущему ТеГуаньинь.
По старому методу (вручную) веточки с листьями встряхиваются в полутораметровой бамбуковой корзине, подвешенной к потолку. Мастера, варьируя способы встряхивания чайных побегов, выявляют сладость, крепость, чистоту, аромат чая. Наблюдение, ощущение, обоняние и осязание – ключевые слова в этом деле, а мастерство приобретается после обработки 5 тонн чая. Встряхивания чередуется с охлаждением (или провеиванием, когда чайные листья нельзя беспокоить) 4 раза. Первый раз необходимо равномерно встряхнуть, второй раз встряхивают для устранения влаги, третий – для выявления вкуса и аромата, четвертый – для создания мелодии или поэзии ТеГуаньинь.
По современному (машинному) способу – в длинные плетеные бамбуковые барабаны засыпают чайные побеги на ⅔ и вращают их вдоль своей оси вначале от 1 до 3 минут, затем побеги вылеживаются около часу (иногда в более низких или в более высоких температурах, средней считается 26-19 С), затем их снова помещаются в барабан на 2-5 минут и вновь им дают отдохнуть. На третий раз встряхивание длится уже минут 20-30. Далее побеги снова вылеживаются и начинается следующий этап обработки.
На этом процессе уже происходит разделение чая на цин сян и нун сян, на так называемый «чистый, свежий аромат» и «плотный, густой». А также разделение по внешнему виду листа: на более традиционный «Люй Е — Хун Бянь» – 70% зеленого листа на 30% красного, т.е. зеленые листья с алыми краями и бурым основанием, и на «яркую зелень», согласно современной моде. То есть на однородно-зеленые листья и на изумрудные листья с красными пятнами, где на 90% зеленого приходится только 10% алого.

— Прожаривание-фиксация. При высокой температуре (порядка 200* C) нарушается активность ферментов и свойства, полученные при встряхивании побегов, стабилизируется, а также, фиксируется аромат.
Ручным способом это делается в треножнике деревянной лопаткой или руками: умеренно-ферментированные листья постоянно переворачивают, пока не исчезнет аромат травы, а листья не станут темно-зеленые.
Машинным способом прогрев происходит в печах, подобных духовому шкафу, автоклавах. Если прожарка листьев началась на следующий день в 9-10 утра, и при температуре около 205* С, то получится цин сян. Если около 14-15 или 17 часов, и при более высокой температуре, около 250-300* С, то вкус и аромат будет более зрелый, бархатный, и листья более темные – нун сян.
(Надо добавить, что могут прожарить чай на следующий день и около 22 часов, тогда цвет у чая будет серо-зеленый, темный. И даже утром на третий день – комочки в итоге приобретают цвет черно-зеленого, с серебряным отливом).

— Скручивание и сминание или скатывание. Чем больше сока выделится из чайных листьев и вступит во взаимодействие с воздухом, чем сильнее кислород проникнет в клетки листа, за счет повреждения мембран, тем сильнее побеги продолжат изменение.
По старому методу теплые побеги на бамбуковых досках аккуратно сминают, разминая как тесто и скатывая в шар. После этого сушат на древесных углях, точно следя за температурой огня, как говорят мастера – внешней причиной, чтобы посредством ее повлиять на внутреннюю причину – улучшить вкус и аромат чая. Чтобы создать превосходный чай необходимо контролировать влажность побегов. После просушки листья сминают и скручивают еще раз, помещая в холщовый мешок или чайное полотенце и, круговыми движениями, давя и как бы перетирая, закручивают побеги в тугие узлы. После этого вновь сушат и вновь скручивают, и сминают. Таким образом процессы сушки и скручивания чередуются 3 раза. В итоге листья становятся блестящими, темно-зелеными.
По современному способу, теплое сырье, порядка 10-15 кг, также сминают и сворачивают в полотне в шар, а дальше помещают на механизм с двумя дисками. Верхний статичный, тогда как нижний круговыми движениями закручивает листья, с каждым разом все плотнее сдавливая и сминая их. После этого пресованный шар или сначала разминают руками, или сразу же отправляют на вторичный прогрев при темперетуре 110*С и вторичное скручивание, которое на этот раз происходит одновременно – в металлических вращающихся цилиндрах, куда поступает теплый воздух.

— Финальная просушка.
По старому способу она длится около 8 часов на древесных углях, при низкой температуре.
Современный способ сушки происходит в специальных печевых шкафах с температурой порядка 70* С в течение 3 часов. (Хотя, как вы понимаете, это тоже вариативно).

Итак, по способу приготовления чайных побегов, в настоящее время мы можем выявить, хоть и условно, ТеГуаньинь:
— Цин сян – чистый или свежий аромат. Вкус его легкий, простой, схожий с луговыми травами и цветами, достигается за счет слабого окисления (ферментации): уменьшение длительности и числа повторений циклов обработки чая, плюс к этому более интенсивное встряхивание и охлаждение (продувание) прохладным воздухом между сминаниями.

— Нун сян – густой, плотный аромат. Его сильнее и дольше встряхивают, также как цин сян, частенько охлаждая прохладным воздухом, и, если мы правильно поняли, стремятся сохранить как бы большее количество влаги до финального процесса просушивания. Отсюда и более темный цвет листа, часто с намеком на традиционную кайму, и насыщенный, сладкий вкус и аромат.

— Хуа сян – цветочный аромат. Некая цветочная срединность, которую сложно идентифицировать как цин или нун.

— Чень сян – выдержанный, древний аромат.
Его, в свою очередь, можно разбить на три подгруппы. 1. Это уже слабый аромат чая, полежавшего какое-то время, но способного«внезапно вспомнить молодость» в проливах. 2. Это аромат полежавшего, но несколько раз повторно прогретого чая в хунпейницах например, и зачастую уже и не в Китае. Часто его именуют еще Хэй (черный), или Као (пропеченный), так как его действительно пропекают до черного цвета, согласно моде на выдержанные чаи. 3. Но прожаривание раз, два в год и выдерживание в глиняных кувшинах (с минимальным доступом кислорода к чаю и минимальной влажностью) в прохладном месте превращают Чень сян ТеГуанинь в Лао Тегуанинь или Лао Ча Ван. Про такой ТГ можно говорить, как и о Шен Пуэре, – чем старше, тем лучше. Его также называют Чуань Тун, то есть ТГ, готовящийся долго, постепенно, «в традиционной манере».
— Тан Бэй – последняя стадия прогрева происходит по старой технологии – на углях.
— Хуан Пянь – «желтый лист», забракованный во время сортировки готового чая. Получается или из-за технологических вариаций приготовления чайного листа, или в связи с переходом на машинный сбор, не столь аккуратный, в отличие от ручного. Также, Хуан Пянь – чай, приготовленный из старых желтоватых листьев. Но достать такой «абсолютно некрасивый» по мнению китайцев чай совсем не просто. Это абсолютно не коммерческий продукт – или для своих, или для ресторанов. Говорят, что такой чай хорошо подходит для слабого желудка и расстроенных нервов. Кстати, Хуан Пянь может быть и и из ИУшного, и из фудинского сырья.
Ну и наконец Мао Ча. Так как выделку проходят не сами листья, а целый побег, обычно, после финального прогрева веточки обрывают, одновременно перебирая чай, отбраковывая «некрасивые» комочки. Но частенько это не делают, оставляя пяти сантиметровые стебельки. Вот такой чай и зовется Мао Ча.

Надо добавить, что традиционная ТГ – сладкая, тогда как современная выделка чая допускает и даже приветствует появление кислинки во вкусе. Но в Аньси различают «подлинную кислинку, должную», гармоничную, освежающую и «кислинку искаженную», неприятную. Вторая проявляется из-за неграмотной обработки побегов.

А вообще, отличительной особенностью настоящего ТеГуаньинь будет то, что китайцы именуют Гуаньинь Юнь – «мелодияГуаньинь» или «поэзия гармоничного вкуса». Он состоит из так называемого «металлического оттенока в горле» – Хоу Юнь, чистого, нежного, насыщенного вкуса, природного, цветочного аромата и в послевкусии обязательно должна быть Хуэй Гань или«вернувшаяся сладость», что заполняет собой всю ротовую полость и способна возвращаться даже через некоторое время.

ТеГуанинь лидирует по количеству чайных полифенолов, витаминов, аминокислот, алкалоидов и других соединений. Здесь более тридцати неорганических микроэлементов, среди которых кальций, калий, натрий, фосфор, селен, цинк и железо. А ароматических веществ – порядка семидесяти наименований, часть из которых уникальны и присуще только этому чаю. Отсюда и многогранность аромата и многослойность вкуса, которые действительно хочется открывать постепенно, наслаждаясь проливом за проливом, чашечка за чашечкой, глоток за глотком. Что часто путают с Те Гуань Инь?

Кстати, помимо кустов сорта ТеГуаньинь в Аньси выращивают Се Чжуны или Чжун Ча – «цветной или разноцветный вид». То есть все остальные сорта, порядка 12, которые были селекционированы (в основном) от ТеГуанинь. Правда, зачастую это еще и буквальное название для купажа из южнофуцзяньских улунов. Упомянем некоторые из Се Чжунов:
Сорт Хуан Дан известен нам под именем Хуан Цзинь Гуй (Золотая корица). Его вегетация происходит раньше, чем у ТеГуанинь и листья его чуть светлее. Вкус настоя более резкий, праздничный, яркий.
Мао Се (Волосатый краб) имеет более округлые зубцы по кромке жесткого листа. Вкус настоя более скромный и тихий. Аообще, помимо чая, Мао Се – это собирательное обозначение «китайского нехитрого лакомства».
Бэнь Шань (Данная гора). Отличительная особенность – более мелкий лист, в отличие от листа сорта ТГ.
Фо Шоу (Ладонь Будды) – сорт чая, который выращивают и в УИ, и на Тайване, и вот теперь в Аньси, в уезде Юнчунь, где тщательно заботятся об экологии. Во вкусе настоя проявлены хвойные оттенки, некая морская свежесть.

Где растет настоящий Те Гуань Инь?

«Ценность чая ТеГуаньинь выше золота», – часто можно услышать в Аньси. Под Аньси мы подразумеваем не конкретный город, а достаточно большое количество деревень, поселков, земель, где выращивают чай, в префектуре выше обозначенного центра. У каждой местности свои нюансы. Описать все мы просто не в силах, поэтому остановимся на некоторых, что просто обязан знать почитатель ТГ.
— Сипин – официально признанная родина ТеГуаньинь. Эксперты, на основе «Справочника из Аньси» пришли к выводу, что открытие чайного куста сорта ТеГуанинь сделано крестьянином Вэй Инем, да-да, тем самым, который каждый день подносил три чашечки чая изображению Гуаньинь. Высота гор, на которых расположенны террасы с кустами чая до 1000 метров. Принято считать, что выделка чая здесь приближена к традиционной манере (хотя модные тенденции на «яркую зелень», естественно, здесь тоже есть), а следовательно, и вкус у настоя будет преобладающе сладким.
— Ганьдэ – неофициальная родина чая. Здесь считают первым открывателем и первым технологом Ван Шижана, что в расщелине гор в незапамятные времена увидел во сне растение, которое впоследствии обнаружил на самом деле и пересадил в железный треножник. А император Цянлун, испробовав преподнесенный настой, дал ему имя – «Железная Богиня милосердия и сострадания». Горы здесь достигают высоты около 1300 метров. Чай из этого уезда лидирует на рынке из-за «чистого, особенного вкуса и аромата», созданного благодаря слабому окислению по инновационным способам выделки (свежесть зелени с кислинкой). Отсюда пришло и новаторское решение оставлять или кусочек черенка в несколько миллиметров в готовом чае, или весь черенок в два-пять сантиметров. В итоге, Ганьдэ зарекомендовало себя, как местность с чаем ТГ, где во вкусе преобладает «должнаякислинка».
— Сяньхуа. Название уезда говорит само за себя: традиционная «возвращающаяся сладость» в послевкусии, цветочность в настое и в аромате. Плюс к этому местность все еще остается относительной новой для производства чая.
— Саньян. В поселке Хутоу в прошлом году была введена в эксплуатацию фабрика растений в 10 тыс кв км с автоматизированным компьютерным контролем за температурой, влажностью, светодиодным освещением, и условиями питания. Нет, пока они выращивают только овощи.
— Куст сорта ТеГуанинь сейчас также можно встретить и в Юньнани, и на Тайване и даже во Вьетнаме.
Как заварить Те Гуань Инь, чтобы вставило было вкусно?
Краткая инструкция по завариванию этого чая:

1. Исследуйте и экспериментируйте и с водой (но только не водопроводной, пожалуйста), и с температурой, и с временем проливов, и с количеством чая, и с длительностью проливов. Каждый раз вы будете открывать новые грани и оттенки ТеГуанинь.
2. Да, можно попробовать заварить в чаше, при условии, что каждый глоток вы будете наблюдать как меняется вкус, как изменился аромат, как быстро листья из маленьких комочков развернулись в целые полотна.
3. Нет, варить светлый улун все же не принято.
4. Лучшим способом будет заваривать чай проливами. В Аньси используют гайвань – фарфор нейтрален к аромату и ко вкусу, в отличие от глиняного чайника, чайник будет добавлять оттенки во вкус, при условии, что он предназначен исключительно для светлых улунов. Температура в среднем градусов 90-95. Но можно первые проливы начать заваривать и при 85, но затем подогреть воду до 90, затем 95 градусов. Насыпать чаинок столько, чтобы они заполнили дно гайвани или чайника (вариациипо вкусу). Первый пролив слить, второй можно чуть подождать и начать дегустировать (вообще это индивидуально, хотите крупные штрихи, насыщенные – держите подольше, хотите медленные, перетекающие изменения – сливайте настой сразу). Заваривайте пока вам вкусно, помня что последние проливы (когда появляется вкус воды) можно подольше подержать, если хочется.
5. Летний вариант: промыть чай и засыпать в емкость (например в стекленный чайник в 1.5л) с прохладной водой и поставить в холодильник. Через несколько часов настоящий айс ти вас очень порадует.
Ваша Чайная Маргарита
Души не чаю