Казалось бы, все на поверхности, все ясно и понятно. Однако китайцы были бы не китайцами, если бы все было так просто, тем более с названием горячо любимого в Китае чая. Дело в том, что улунские чаи, это, самые китайские чаи, они очень тесно связаны не только с историей Китая, его материальной культурой и традициями, улуны, на мой взгляд, есть воплощение культурного кода китайской цивилизации.
Очевидно, что оба китайских названия этих чаев ( «улун» и «цинча») напрямую связаны с даосской традицией. По порядку – это черный дракон. Дракон совершенно особенное для китайцев мифическое животное, это символ мужского начала ян и всего Китая в целом. Дракон в Китае ассоциируется прежде всего с добром, земледелием, божественным провидением, драконы существует во всех значимых материальных сферах – земле, воде, минералах, от настроения божественного дракона зависит урожай и погода. Непосредственно в даосской традиции существует множество дыхательных практик, связанных с подражанием движениям дракона.
Теперь, обратимся к слову – wu – «чёрный, вороной». Черный является цветом севера и связывается с чем-то сокровенным и таинственным, ассоциируется с зимой. Напомним, что лучшие улуны – осенние, а пить их лучше зимой, так как они хорошо согревают, успокаивают и питают жизненными силами, янской энергией. Элементом для этого цвета является вода, опять-таки необходимая для приготовления чая (как минимальное проявление активности, пассивная инь), обладающая свойствами текучести, прохлады, способности к движению назад.
Таким образом, в словосочетании «улун», то есть черный дракон, на лицо избитая формула ИНЬ-ЯН. Также нельзя не отметить, что черное для китайцев – это, прежде всего, непознанное, черное – это пустотное, а пустота – есть главный культурный концепт даосизма. Как известно, ДАО пустотно, но использованием своим неисчерпаемо. И вот мы приходим к простому умозаключению, что собственно улун – это «неведомый дракон», то есть пустотная, а значит безграничная в использовании, сила дракона, то есть сила вселенского блага, божественного провидения, безграничное ян.
Теперь объяснимся по поводу иероглифа?, который, как говорилось выше, тоже используется для называния улунских чаев. Итак, цветовая гамма, заключенная китайцами в этот иероглиф совершенно невообразима, что уже само по себе делает этот цвет специфическим и очень особенным. Кроме того, этот семантическое поле этого иероглифа включает в себя концепты свежести, весны, молодости, возрождения, жизни, совершенствования. Есть китайская поговорка, дословно переводимая так: «цвет цин происходит из синего, но цин синее, чем синий», означает эта «логическая нелепость», что «ученик превзошел своего учителя». Таким образом, цин – символ вечного изменения, совершенствования, постоянного цикличного движения(не вперед, а на новый качественный уровень), что есть отражение понимания китайцами времени, которое тоже циклично. Думается, что выбор именно этого иероглифа для названия чая не случаен и связан с абстрактно-философским видением этого иероглифа.
Безусловно, все вышеизложенные рассуждения – есть всего лишь плод рационального переосмысления всего культурного кода, заключенного в названии чая, поэтому смею предположить, что название улун, скорее всего, есть результат наслоения разнообразных уровней социокультурных значений в купе с географическим фактором и отображением вскусоароматических качеств всеми любимых чаев.
Своеобразие и уникальность улунских чаев заключается в их срединном положении среди всех китайских чаев по степени ферментированности. Дело в том, что при производстве улунов ферментацию не доводят до конца, а останавливают на уровне 40-60%, то есть окисляются в основном края чайного листа, в то время как его сердцевина остается свежей. Такая уникальная технология изготовления позволяет улунам обладать сильным и ярко выраженным ароматом красных чаев и сохранять всю свежесть и полезность наиболее природных зеленых чаев. Так, китайцы включили свой излюбленный принцип «срединности» «промежуточного положения» и в производство чая. Дело в том, что самоназвание Китая –(Срединное государство), и понятие середины есть одно из самых важных в мировоззрении китайца. Находится посредине означает не быть снаружи, но и не быть внутри, быть в центре, совмещать лучшие качества всего окружающего и создавать при этом что-то новое, более совершенное. И улуны являются самыми что ни на есть срединными чаями!
Улуны производятся, как правило, из зрелых листьев, собранных со взрослых кустов и содержат соответсвенно всю силу и всю энергию, накопленную чайным листом за период созревания и роста.
Собранные листья завяливаются на солнце в течение получаса-часа. Затем подсушенные листья укладывают толстым слоем в корзины и помещают в тень для ферментации. Ключевым моментом в приготовлении является то, что во время ферментации листья каждый час аккуратно перемешивают и разминают, при этом стараясь не ломать. Такая обработка приводит к тому, что ферментируются листья неравномерно — края листьев больше, чем середина. В зависимости от длительности процесса и особенностей сырья достигается различная степень ферментации — от 20 % до 60 % (для большинства улунов она находится в пределах 40-50 %.
После достижения нужной степени ферментации её прерывают нагревом — листья просушивают при температуре 250—300 °C. Обычно сушка проводится в два этапа — сначала листья кратковременно подсушивают в течение нескольких минут, затем проводят скручивание, после чего досушивают чай, чтобы снизить его влажность и окончательно остановить ферментацию. Получившийся в результате чай упаковывают и отправляют на продажу.