Япония, как страна чрезвычайно богатая и сильная традиционностью своей культуры и церемониалом в организации социальных отношений, отличается особым подходом к чаю, его производству и завариванию. В Японии чай больше, чем просто напиток, чаепитие является социальным обрядом само по себе и несет важную нагрузку в плане организации отношений между различными членами общества. Ни один деловой прием, ни один выезд на природу с друзьями или школьный пикник, ни одно семейное событие не происходит без участия чая. Можно сказать, что чай в Японии сформировал свой особый социокультурный ареал, органично влился в повседневную современную жизнь японцев, сохранив при этом определенную степень традиционной обрядовости.
Японская чайная церемония, поразительная в своей простой красоте, сформировалась не за один год и даже не за один век. Как известно, впервые чай попадает в Японию примерно в 12 веке вместе с буддистскими монахами, которые первыми привезли чайные ростки, описали целебные свойства чая и настоятельно рекомендовали всем использовать чай в процессе медитации.
Чай прижился и особенно понравился при дворе императора/сегуна, что привнесло в процесс его употребления определенную степень помпезности и напыщенности. Однако традиционное японское стремление к уютной и изящной простоте все же взяло верх, и уже в 15 веке под влиянием советника по культуре при императоре монаха Мурата Дзюко, формируется несколько иной ритуал — ваби-тя ( «простая, уединенная чайная церемония»), за основу которого берется сельская чайная церемония. Мурата Дзюко, считавший себя наследником и учеником китайского чайного святого Лу Юя, который призывал проводить чайные церемонии в отдаленности от суеты мира, организовал себе маленький чайный домик, площадью в 4 татами под Киото, где и проводил свое чайное действо. Церемония по Дзюко не должна быть храмовым ритуальным обрядом, она должна быть, прежде всего, направлена на дух и разум, а не на внешнюю форму.
Дело, начатое Дзюко, довел до совершенства знаменитый чайный мастер Сэн-но Рикю (Сэн Рикё). Именно он придумал маленький вход для чайного домика, чтобы каждый, кто входил преклонялся, что уравнивало всех участников чайного действа. Сэн Рикё завершил формирование классической чайной церемонии, он всей своей жизнью доказал непоколебимость своих чайных принципов.
Итак, в самом общем виде классическая японская чайная церемония представляет из себя действо, объединяющее людей, чай, ландшафт, пространство и время.