Японцы считают, что сейчас, в мирное время, чайная церемония являет миру внутреннюю, глубинную часть – красоту, заключенную в мудрость, переданную предками. Искусство повседневной жизни, позволяющее всем людям, включая будущие поколения, наслаждаться счастливой жизнью.
Немного истории.
Еще недавно, тяною, воспринималась как аксессуар и была направлена лишь на результат. Проведение чайной церемонии в одной закрытой комнате было подобно средству побега от окружающего мира – самураи перед входом оставляли мечи, статусы знатных людей исчезали. Это было особое пространство, очищенное от всего окружающего лоска. Во времена Сэн-но Рикю (1522-1591) в обиход вошли принципы «ваби» – «Wa-Kei-Sei-Jaku», (和敬清寂) – «гармония и мир», «почитание и благоговение», «очищение и чистота», «покой или покой, закаленный спокойствием и просветлением». Хотя есть мнение, что ваби оформилось лишь со временем, после смерти Рикю. Чтобы уйти от нашего абстрактного понимания, можно рассмотреть это понятие практически, то есть спокойно, в чистоте взглядов единомышленников, где все уважают друг друга, достигается исключительный мир. А если мы вспомним те времена, где церемония буквально могла быть «единственным собранием в жизни» – итиго-итиэ, (что сейчас является принципом философии чайного пути), вспомним, что Рикю – действующий за кулисами политик, а чайная церемония – это сама политика Тоётоми Хидэёси, направленная на укрепление власти, жаждущей величия Чингис хана. Благодаря Сэн Рикю был хрупкий мир, несмотря на то что чайная встреча, проводившаяся как бы самим Хидэёси, нередко была последней для многих самураев, шедших после нее в бой. Рикю знал множество государственных секретов: люди, присутствовавшие на чайных церемониях, включали феодалов, чьи имена записаны в истории, богатых купцов и склонных к политике священнослужителей, включая, например Анкокудзи Экэйя, дзэн «монаха» и феодала. Естественно, что жизнь Сэн-но Рикю, чайного мастера, закончилась сэппуку (ритуальным самоубийством). Сейчас есть только три чайных школы – Мусянокодзисэнкэ, что только в Японии, Урасэнкэ и Омотосэнкэ – исток их Сэн-но Рикю. После смерти чайного мастера единственный честолюбивый поход Тоётоми Хидэёси по завоеванию Кореи закончился сокрушительным провалом.