ваш чайный гид души не чаю

ИСТОРИЯ ЧАЯ В РОССИИ

Чайные секреты
Мало кто знает, что чай как напиток узнали в России раньше, чем в Европе, в середине 16 века казачьи атаманы Ялышев и Петров, побывав в Китае, естественно, насладились этим замечательным напитком и описали его в своих путевых заметках. Так начинается история чая в нашей стране… В России, заснеженной и патриархальной, в которой чай любят и пьют не меньше, чем, например, в Англии, в которой чайные традиции очень крепки и своеобразны, но в которой почему-то не чтут и не ценят ни традиции, ни историю. Попытаемся восстановить чайный пробел в наших знаниях о традициях застолья нашей страны и истории распространения этого напитка по бескрайним просторам нашей Родины.

Итак, первыми в России чай попробовали люди, которые первыми дошли до китайских и монгольских земель – казаки при покорении Сибири, вне всякого сомнения, неоднократно пробовали чай. Также есть основания полагать, что чай был известен еще на Руси, так как мы довольно тесно«сотрудничали» со многими кочевыми народами, в частности с монголами, а они, как известно, имеют богатые традиции чаепития. Естественно, чай кочевые народы потребляют весьма своеобразно, как говориться «не эстетики ради, а питания организма для», поэтому вряд ли такой напиток мог прийтись по душе оседлым славянам, поэтому первое знакомство с чаем в России будем связывать с началом династии Романовых, а точнее с царем Михаилом Федоровичем Романовым, которому преподнесли в подарок чай китайские послы. Итак, 1618 год – год начала путешествия чая по России.

По началу, конечно, чай был диковинкой, экзотикой, и пить его могли только при дворе – сам царь и его приближенные. Едва ли посадские люди и крестьяне вообще знали о том, что есть такая страна – Кетай и что есть в Кетае чай. Помимо придворного назначения чай также был известен тем, что его использовали и лекари, в частности, летописцами зафиксирован факт, что в 1667 году именно чаем вылечили Алексея Михайловича от расстройства желудка.

Чайный напиток получает самое высокое одобрение и покровительство и уже в 1670-е в Москву привозят большую партию чая на продажу. Уже в 1679 году при содействии известного в синологических кргуах Сафария, первого русского посла в Китае, между двумя странами заключают договор, по которому чай доставляют по Кяхтинскому тракту, то есть через приграничный город Кяхта. Транспортировка «зеленой китайской травы» занимала достаточное количество времени и требовала весомых усилий, поэтому, чай был дорогим продуктом, недоступным простолюдинам.

Моду на чаи и чаепития среди новой аристократии ввел, конечно же, Петр Великий. Весьма примечательно, что именно в России в петровские времена так органично сошлись европейские традиции чаепития и дружеские отношения с далеким Китаем, чем, кстати, не могли похвастаться пронырливые европейцы. Уже тогда даже на примере чая мы тонкой нитью объединили Европу и Азию, соединив в себе две культуры, пропустили через себя созерцательность Востока и стремительность Запада.

Со времен Петра I чай начали подавать в каждом трактире, напиток, можно сказать, идет в массы и уже в них приобретает свой особый русский колорит. Полюбившийся напиток заставляет активизировать торговлю, и сначала русские получают разрешение ежегодно снаряжать в Китай торговые караваны, а уже в середине 18 века, в 1767 году, организовывается приграничная Кяхтинская ярмарка, которая явилась первым ярким примером большого потенциала для приграничного сотрудничества между Россией и Китаем, потенциала, который был переосмыслен вновь уже только в 21 веке.

Российская наука тоже не стоит на месте, и уже в 1814 году чайный куст высаживают впервые в Ботаническом саду в Крыму. Примерно в это же время в Нижнем Новгороде на ежегодной ярмарке начинает процветать торговля чаем. Именно в это время окончательно складывается традиция самоварного чаепития, с сушками, баранками, вареньем. Чай пьют в трактирах «всем миром», собираясь семьями и друзьями, этот напиток стал отличной гастрономической основой для русской общинности, семейности.

После открытия Транссибирской магистрали в 1900 году, чай в России значительно дешевеет и становится массовым напитком, он есть буквально в каждом доме. Чаепитие превращается в обычное дело, теряет определенную душевность, но при этом проникает в душу каждого)).

В это же время чайные плантации появляются в Краснодарском крае (где они существуют и по настоящее время, кстати), уже в 1906 году первыая партия краснодарского чая поступает на продажу. Потребление чая на душу население в это время в России составляет примерно полкило на душу населения.

Великая октябрьская революция поменяв политческий строй не поменяла укоренившиеся традиции — чай в России по-прежнему любят, более того, большевики. национализировав огромные запасы чая, снижают на него цену и все «спускают в народ». Такж в 1918 году выходит «Декрте о чае» (одиниз первых), касающийся таможенного регулирования поставок чая и вопроса акцизов, а чуть позднее принимается программа развити чайного дела в РСФСР.

К слову, чайное дело немотря на большие трудности технологического и климатического харакетра все же в нашей стране разивили - в СССР уже в середине 20 века производилось около 95 000 тонн грузинского чая, чай также выпускали в Краснодарском крае, известны попытки организации плнатций в Закарпатье и Казахстане.

В 1980-е чайное дело в нашей стране приходит в упадок, производство чая падает, отношения с Китаем отсутствуют как факт, поэтому идеалом чая — становится Индийский со слоном, за которым люди ездят в Москву и стоят в длинных очередях.

Перейстройка принесла сумятицу в экономику страны и разнообразие на чайный рынок. Теперь мы можем наслаждаться всеми известными человеку видами чая в полной мере.

Души не чаю. История чайной культуры.