Следующим этапом культурного развития чая стал 8 век. Что из себя представляет чай в это время? Это вполне уже состоявшийся напиток, признанный в Китае и знатью, и простым народом, уже придуманы несколько способов подготовки чайного листа к употреблению – это прессованный чай и порошковый чай. Чай к этому времени уже побывал и лекарством, и орудием ритуала, и предметом культа. Казалось бы, что дальше? Куда двигаться и совершенствоваться?
Тем не менее, в 9 веке чай в Китае приобретает новую культурную наполненность и популярность, во многом благодаря знаменитому поэту Лу Юю. Этот великий человек, еще при жизни возведенный в ранг «чайных святых» не просто воспел чай в своих произведениях, он, не зная ничего про маркетинг и черный пиар, сумел популяризировать чай до степени национального напитка. Лу Юй, являясь публичной фигурой, сумел добиться любви и покровительства императора и использовал свое высокое положение в обществе для того, чтобы способствовать распространению чайной культуры в Китае.
Интересный факт, что при жизни Лу Юя в 780 г. был введен чайный налог, то есть чай стал восприниматься как стратегически важный продукт – товар, за счет которого пополняется казна империи. А уже через 70 лет путешественники отмечали, что торговля чаем и пошлины с нее – это главный источник дохода Кантона.
Перу Лу Юя, помимо поэтических произведений про чай, принадлежит «Чайный канон», в котором в литературной форме описано все, что касается чая – история названия, места произрастания, сорта, способы приготовления и многое другое. Лу Юй, в частности подробно описал метод варки прессованного чая – чрезвычайно популярный способ приготовления пуэра, помогающий чаю раскрыться в полной мере.
Пожалуй, Лу Юй был первой знаменитой светской личностью, способствовавшей распространению чайной культуры. Буддисты же, в свою очередь, продолжали свое благое дело и тоже активно распространяли чай в околокитайском пространстве. Так, в начале 9 века буддийский монах Сайчо (Saicho) проводит в китайских храмах 3 года, изучая способы употребления чая, после чего вывозит семена чая в Японию. Примерно в это же время чай распространяется и в Корее.
Времена династии Сун (960 – 1280 гг.) — это эпоха чайного бума. В это время чайные плантации покрыли все доступные для выращивания чайного куста земли, производство чая увеличилось в несколько раз. Как гласят исторические хроники, один из последних сунских императоров — Цзя Цзун, был настолько увлечен чаем, что абсолютно не следил за геополитической обстановкой в мире и в 1124 году «прочаевничал» монгольское нашествие, в результате которого был разорена его империя.
В тоже время в Японии китайский чай приобретает свою специфику – известный буддистский монах Эйсай, основатель дзен-буддизма, проводит ряд экспериментов по завариванию чая, тем самым закладывает основу японской чайной церемонии. Он также пишет первый трактат о чае на японском языке, в котором подробно описывает мистические свойства чая, вводит термин –, «путь чая» или «чайное дао»
Сто лет правления монгольской династии Юань привели к упадку чайного дела в Китае. Неудивительно, что Марко Поло во время своего путешествия по Китаю ни разу чай не попробовал. Тем не менее, глубоко засевший в ментальный код китайцев чай «выкорчевать» было не так просто, и сразу же после падения монголов наступает «чайный ренесанс» — династия Мин. Именно в это время появляется весь арсенал инструментов чайного мастера, в моду входит керамическая тонкостенная посуда, появляются знаменитый миниатюрные чайники, отходят в сторону порошковые и прессованные чаи — китайцам полюбился свежевысушенный зеленый чай, складываются воедино принципы приготовления чая методами «пин-ча»и «гунфу-ча»
Чуть позже в соседней Японии чайная церемония тоже приобретает окончательное оформление, в том числе и юридическое – один из сегунов своим указом утверждает правильную последовательность действий для заваривания, чай становится сверхпопулярным среди аристократов и знати.
Таким образом, к 14 — 15 векам чай в Азии состоялся как продукт и сформировался как культурный концепт, были отточены основные способы обработки чайного листа, его заваривания и употребления. Чай прочно закрепился в ментальном коде народов Китая, Японии, Кореи и Вьетнама, заполнил своим вкусом и ароматом религиозное и культурное наследие этих стран.
Безусловно, чайное дело развивалось и дальше, появлялись новые сорта, новые плантации, увеличивался торговый оборот. Чай стал визитной карточкой Китая, одним из источников дохода, и в тоже время одной из причин войн.
Важно отметить, что даже в 21 веке, когда механизация, модернизация, а затем и компьютеризация КНР изменили облик Поднебесной, чай остался очень традиционным, производство чая по-прежнему осуществляется в основном вручную, без использования высоких технологий и сверхсовременных технических средств. В процессе производства чая прогресс оказался лишним, техника не смогла заменить заботливые руки, а компьютер не вместил знания чайных мастеров, потому что эти умения и знания невозможно представить в отрыве от культурного кода, менталитета народа.