ваш чайный гид души не чаю

ДАХУНПАО - МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Чайные секреты
ДАХУНПАО - МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
ДАХУНПАО - МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

— утесный улунский чай, производимый на севере провинции Фуцзянь, в районе города Уишань, на территории природного заповедника, внесенного в список всемирного наследия ООН. Неустанная забота о повышении значимости бренда «китайский чай» привела к тому, что соответствующие органы в китайском правительстве взялись за нещадный пиар Да Хун Пао, вслед за Лунцзином и пуэром, породив огромное количество легенд и мифов, многие из которых с превеликим удовольствием подхватываются чайными торговцами по всему миру.

В этой статье хочется посмотреть на чай под маркой «Да хун пао» с максимум адекватности и предоставить любителям чай информацию о нем как со стороны «производственно-технологической», так и с позиций «культуры».
 Что такое Да Хун Пао?
Что такое Да Хун Пао?
Вопрос номер 1. Что такое Да Хун Пао?

Террабайты информации в Интернете выливаются на нашу головы относительно этого наименования, основную суть которой можно свести к нескольким ключевым пунктам:

1) Да Хун Пао – это очень древний сорт чая;

2) Настоящий Да Хун Пао собирают только с материнских кустов, которые растут на отвесной скале в туристическом парке, ну или в крайнем случае с кустов, которые вывели метом разведения саженцев с этих кустов;

3) Истиный Да Хун Пао собирается в небольших количествах и продается на аукционах;

4) Великий кормчий Мао в далеком 1974 году дрожащими подарил Никсону 200 грамм настоящего Да Хун Пао (половину сбора того года);

5) Да Хун Пао отличается галлюциногенным эффектом ну и похож, как минимум, на ЛСД.

Все это прямо и косвенно как бы намекает нам, простым обывателям, что Да Хун Пао – это просто космос, чай из параллельной реальности, недостижимой и недосягаемой, в которой живут все вместе Баста, Никсон, Мао, монахи из запрятанных в горах монастырей, и в которую нас, простых обывателей просто так никто не пустит. Ну или только если мы вдруг не решимся потратить на входной билет в эту самую параллельную реальность несколько тысяч долларов.

Давайте начнем разбираться.

Вопрос № 2. Где появился Да Хун Пао?

По поводу истории чая Да Хун Пао. Найти истину в этом вопросе не представляется возможным, потому что с любым артефактом, за раскручивание которого взялись китайцы, сразу будут связаны истории, надписи на камнях, в древних книгах и прочее. Мы не имеем возможности провести экспертную оценку всех этих доказательств приходится верить на слово.

Относительно вопроса появления такого наименования как «Да Хун Пао» неплохую исследовательскую работу провел Илья Бадуров в моанстыре Тяньсинь в горах Уишань, где в кумирне чайного предка на стенах висят записи наиболее значимых событий в истории Да Хун Пао. И сам монастырь Тянь Синь позиционируется как место, где Да Хун Пао собственно и появился.

Так, согласно этим записям в «801 г.- в 17 год правления под девизом „Чжэнь Юань", монах И Сэн у подножья утёса Небесного Сердца построил соломенную хижину, начал выращивать чай и стал использовать чай во время ритуалов Чань Буддизма.»

Говорят, что и сейчас на маленькой плантации где-то в недрах монастыря растет тот самый – Да Хун Пао.

Можно принять эту версию за данность, но тем не менее не забывать, что в настоящее время Да Хун Пао – национальная гордость, один из 10 знаменитых чаев, и все, что связано с ним обязательно должно иметь ареол таинственности и загадочности. В этой связи, безусловно, мы верим, что Да Хун Пао непосредственно связан с чань-буддизмом, но все же это сельскохозяйственный продукт, это прежде всего напиток, а потом уже легенда.

Что такое материнские кусты? Как делают Да Хун Пао?
Что такое материнские кусты? Как делают Да Хун Пао?
Вопрос номер 3. Что такое материнские кусты? Как делают Да Хун Пао?

Во время нашего прошлогоднего путешествия мы не смогли отказать себе в удовольствии посетить парк, где величественно и немного пафосно представлены четыре материнских куста Да Хун Пао. Этот парк представляет из себя абсолютно туристическое место, с узкими тропами, красивыми прудами и медленно плавающими красными карпами в этих прудах. Для того, чтобы дойти до самих кустов нужно изрядно подустать и впитать в себя все великолепие уишаньской природы и этого конкретного парка, и этот путь как бы намекает Вам, что просто так дойти до ТАКИХ кустов нельзя. И когда Вы к ним подходите и видите толпу китайцев с задранными головами Вы понимаете, что это что-то по значимости как минимум приравненное к гробнице Циншихуана.

Но, на самом деле, помимо восторженных вздохов вокруг ничего особенного из себя эти кусты не представляют. Некоторые эксперты (Илья Бадуров) говорят, что, собственно, эти кусты относятся к разным сортам чайного растения и что никакого чая из них получиться не может.

Поэтому вопрос о том, что же такое Да Хун Пао остается открытым. В самом Уишане наш поставщик чая Чэнь Ин сказал нам, что у него на плантации нет кустов Да Хун Пао, и у его знакомых их тоже нет. А есть ли они вообще?

Общение с чайными людьми в Уишане подсказывают, что с уверенностью в 90% можно сказать, что такого куста нет вообще. А чай под маркой Да Хун Пао представляет из себя купаж сырья с кустов Шуйсяня и Жоугуя, двух самых распространенных чайных растений Уишаня.

Этим легко объясняется и обилие чая на рынке, и его разнообразие. Большая часть, если не весь Да Хун Пао, представляет из себя просто купаж нескольких другов сортов, и поэтому это чай может быть абсолютно любым, именно отсюда появляются такие разновидности как Цинсян Да Хун Пао и Нунсян Да Хун Пао, то есть Большой Красный Халат с лёгким и с глубоким вкусом, просто в одном больше Шуйсяня, а в другом Жоугуя.

Подобная ситуация очень выгодна производителям чая в Уишане – они имеют дорогостоящий бренд, они имеют сырье, и они имеют возможности по формированию своего особенного, неповторимого чая, который делают именно на этой фабрике, именно этот конкретный человек посредством поиска баланса между сырьем различных сортов и различной степенью осуществления «хунбэя», то есть медленного прожаривания чая.
К вопросу о технологии производства Да Хун Пао – она такая же как и при производстве всех утесных улунов и состоит из нескольких ключевых этапов:

1) Сбор сырья (примерно апрель-май)

2) Первичная сушка

3) Шацин (вращение, жарка, сминание и сушка) – получается Маоча

4) Отбор и купажирование

5) Хунпэй

Самыми важными этапами в этом процессе являются купажирование и хунпэй, именно в них закладываются вкусовые свойства будущего чая и его неповторимый аромат.

Чем определяется цена на Да Хун Пао?
Чем определяется цена на Да Хун Пао?
Вопрос № 4. Чем определяется цена на Да Хун Пао?

Сейчас мы уже понимаем, что такое Да Хун Пао и с чем его едят. Отложив в сторону все мифы и легенды, а также забыв о щедром подарке Мао Цзедуна мы сейчас можем в трезвом уме и с твердой памятью поразмыслить о том, каким же бывает Да Хун Пао и самое главное, как определить его сортность, то есть качество и цену.

Принимая во внимание, что Большой красный халат – это купаж, мы можем сделать вывод, что его вкус может быть абсолютно любым в пределах определенных рамок, установленных технологическими особенностями производства уишаньских чаев.

Иными словами, каждый производитель будет убеждать вас, что именно его Да Хун Пао и есть тот самый особенный и истинный Большой и самый Красный Халат.

Определенных критериев вкуса для Да Хун Пао, как и для пуэра, не существует. Каждый пробует и определяет для себя готовность отдать ту стоимость, которую просит продавец.

Качество продаваемого чая определяет глубина вкуса и богатство аромата, но это очень расплывчатые понятия, которые трудно описать в рамках буквенной статьи – нужно пробовать и слушать собственные вкусовые рецепторы.

Несомненным является факт длительности заваривания – чем больше заварок выдерживает чай, сохраняя при этом насыщенный аромат и достойный вкус, тем он лучше.

Нужно понимать, что вопрос выбора чая – вопрос тонкий и деликатный, как, в принципе любого выбора вообще. Поэтому дать каких-то точных рекомендаций не представляется возможным.

Вопрос чайного вкуса в целом и вкуса Да Хун Пао в частности является вопросом опыта, предпочтений и финансовых возможностей.

Души не чаю. Приносим благодарность Илье Бадурову и сайту renzi.ru за проделанную работу.