Маття или матча – искусство повседневной жизни. (часть 2)

Чайные секреты

01 мая 2019г.

Маття или матча – искусство повседневной жизни. (часть 2)

«Чай – это практика и реализация веры человека».

Сен Сошицу, 15 японский учитель Чадо школы Урасенкэ.


Японцы считают, что сейчас, в мирное время, чайная церемония являет миру внутреннюю, глубинную часть – красоту, заключенную в мудрость, переданную предками. Искусство повседневной жизни, позволяющее всем людям, включая будущие поколения, наслаждаться счастливой жизнью.

Немного истории.

Еще недавно, тяною, воспринималась как аксессуар и была направлена лишь на результат. Проведение чайной церемонии в одной закрытой комнате было подобно средству побега от окружающего мира – самураи перед входом оставляли мечи, статусы знатных людей исчезали. Это было особое пространство, очищенное от всего окружающего лоска. Во времена Сэн-но Рикю (1522-1591) в обиход вошли принципы «ваби» – «Wa-Kei-Sei-Jaku», (和敬清寂) – «гармония и мир», «почитание и благоговение», «очищение и чистота», «покой или покой, закаленный спокойствием и просветлением». Хотя есть мнение, что ваби оформилось лишь со временем, после смерти Рикю. Чтобы уйти от нашего абстрактного понимания, можно рассмотреть это понятие практически, то есть спокойно, в чистоте взглядов единомышленников, где все уважают друг друга, достигается исключительный мир. А если мы вспомним те времена, где церемония буквально могла быть «единственным собранием в жизни» – итиго-итиэ, (что сейчас является принципом философии чайного пути), вспомним, что Рикю – действующий за кулисами политик, а чайная церемония – это сама политика Тоётоми Хидэёси, направленная на укрепление власти, жаждущей величия Чингис хана. Благодаря Сэн Рикю был хрупкий мир, несмотря на то что чайная встреча, проводившаяся как бы самим Хидэёси, нередко была последней для многих самураев, шедших после нее в бой. Рикю знал множество государственных секретов: люди, присутствовавшие на чайных церемониях, включали феодалов, чьи имена записаны в истории, богатых купцов и склонных к политике священнослужителей, включая, например Анкокудзи Экэйя, дзэн «монаха» и феодала. Естественно, что жизнь Сэн-но Рикю, чайного мастера, закончилась сэппуку (ритуальным самоубийством). Сейчас есть только три чайных школы – Мусянокодзисэнкэ, что только в Японии, Урасэнкэ и Омотосэнкэ – исток их Сэн-но Рикю. После смерти чайного мастера единственный честолюбивый поход Тоётоми Хидэёси по завоеванию Кореи закончился сокрушительным провалом.


А началось все еще раньше, когда политические лидеры отдавали распоряжения стихами, в Японию прибыл из Китая Эйсай, написавший первую на этой земле книгу о чае и привезший практику сидения в медитации в том числе – дзадэн. В перерывах между молчаливой, наедине с самим собой, медитацией разрешалось говорить только во время пития чая, задавать вопросы, получать ответы, дискутировать. Часть этой практики с функцией чаепития переняли купцы и торговцы, не склонные к стихосложению, часть – самураи, им был близок дух дзэна самостоятельностью, вне социальных статусов и регалий. А объединил всё, почувствовав, что только так можно достичь подлинного признания и величия, Ода Нобунага, начав практиковать чайную церемонию. Его поддержали и знатные семьи, включая потомков дайме, превосходящие по статусу Нобунаго. Вот эту линию и продолжил Хидэёси вместе с Сэн Рикю.


Если вы спросите себя, когда же появилось понятие «Путь чая» – «ТяДо», то мы ответим, что это произошло в середине-конце периода Эдо, в превалирующе спокойное время. Самураям требовалась мирная каждодневная дисциплина, поэтому помимо проникновения конфуцианства в почти закрытую Японию, многие искусства превратили в Путь – «До», подразумевающий повседневную практику.

Кинешь взор –

И нет ни цветов,

Ни красной листвы.

[Только] осенний ветер у хижины

[На берегу] залива.

(Ведь цветы и красные листья в сердце, что подобны пробивающейся к солнцу зеленой травинке, среди снегов).

Немного о свойствах, видах и способах приготовления.

   Как говорили, так и продолжают говорить монахи дзэн, что самое сильное человеческое желание и пытка – это сон. В практике медитации если начал клевать носом, то все надо начинать заново. Об этом как раз китайская история 6 в. о Бодхидхарме, который уснув и проснувшись, вырвал себе веки, из которых выросло чайное растение. Выпить маття – это как принять питательную пищу с обилием кофеина, «съев» весь перемолотый чайный лист – вырастут крылья, как писал монах Эйсай.


Как было раньше, так и сейчас существует 2 вида маття. Это коитя – густой крепкий чай (около гр 4 на три глотка воды), пьющийся только во время церемонии, после регламентированного приема пищи, и никогда на голодный желудок; и усутя – тонкий, жидкий чай (около гр 2), употребляемый после сладостей во время формальных встреч. Для каждого определены свои строгие правила организации чайного действа, продуманные, а потому символичные, до мельчайших нюансов. В том числе и правила внешнего, а следовательно, и внутреннего поведения. (Для подробной и обстоятельной информации советуем книгу «Чайное действо» Игнатовича А. Н.).


Раньше такой порошковый чай взбивали исключительно бамбуковым венчиком – тясэн, нередко его использовали только один раз. Сейчас, когда любовь к маття вырвалась в обыденность, допустимо взбивать чай и капучинатором, и даже готовить в шейкере или миксере. Только температура воды по-прежнему не должна превышать 80* С, и чем изысканней чай, тем она должна быть ниже. А следуя веяниям современности, вполне уместно говорить и о добавлении молока в такой чай, или чая в молоко. Ведь мудрость, бережно сохраненная и переданная предшествующими поколениями нам, их устремления к красоте и стойкое следование к гармоничному миру, к постижению природы Будды в самадхи покоя, все также присутствует в любой форме приготовленного чая.

 

Пейте чай, не чая души, «Чайная Маргарита»

 

Похожие статьи

Маття или матча – искусство повседневной жизни. (часть 2)

 

Читать дальше

Маття или матча – искусство повседневной жизни. (часть 2)

 

Читать дальше

Маття или матча – искусство повседневной жизни. (часть 2)

 

Читать дальше

Маття или матча – искусство повседневной жизни. (часть 2)

 

Читать дальше

Маття или матча – искусство повседневной жизни. (часть 2)

 

Читать дальше

Маття или матча – искусство повседневной жизни. (часть 2)

 

Читать дальше

Маття или матча – искусство повседневной жизни. (часть 2)

 

Читать дальше

Маття и матча – почувствуй разницу.

 

           «На тысячу ли один ветер» (дзэнское изречение).

Нужно ли вообще различать маття и матча, – ведь в сути это одно имя для японского, как принято считать по умолчанию, порошкового чая, только по-разному произносимое. Японии «чай» – «тя», в Китае – «ча»).

Читать дальше

Маття и матча – почувствуй разницу.

 

           «На тысячу ли один ветер» (дзэнское изречение).

Нужно ли вообще различать маття и матча, – ведь в сути это одно имя для японского, как принято считать по умолчанию, порошкового чая, только по-разному произносимое. Японии «чай» – «тя», в Китае – «ча»).

Читать дальше

Маття и матча – почувствуй разницу.

 

           «На тысячу ли один ветер» (дзэнское изречение).

Нужно ли вообще различать маття и матча, – ведь в сути это одно имя для японского, как принято считать по умолчанию, порошкового чая, только по-разному произносимое. Японии «чай» – «тя», в Китае – «ча»).

Читать дальше