История чайной культуры. Часть 1

09 января, 2014

Чай, являясь самым популярным напитком в мире после воды, имеет многовековую историю. История развития чайной культуры мира отражает в себе мифологический и религиозный аспекты жизнедеятельности людей, экономические и торговые отношения между странами, она связана с войной и миром, с  развитием и упадком, она касается как царей и императоров, жрецов, монахов и духовных деятелей, целителей и врачей, так и простых людей, которые вот уже 3 тысячи лет разными способами – горячим, охлажденным, с молоком, с сахаром, медом, солью, перцем, ежедневно употребляют чай.

Итак, в результате проведенных исследований было подсчитано, что чайный куст (Camellia sinensis)  появился около 60 000-70 000 тысяч лет назад! В диком виде чайный куст растет в горах Индии и Индокитая. Географическая родина чая — Юго-Западный Китай и примыкающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Вьетнама.

Открытие и описание чая как напитка обычно приписывают Шэнь Нуну ??, Божественному Земледельцу, или, как его еще называют Ян Ди – Император Солнца. Именно в его трактате «Корни и травы» (?????Бэнь Цао Цзин) впервые упоминается чай. Шэньнун, он же Ян Ди, являясь существом исключительно мифологическим, так как достоверных исторических сведений о его жизни и деятельности, кроме указанного выше трактата, китайцы не нашли, на наш взгляд есть продукт коллективного знания древних китайцев о лекарственных свойствах растений.

Напомню, что по легенде Шэньнун, который был зачат после того, как его мама увидела дракона, напробовался ядовитых растений и чуть было не умер от отравления, но вовремя поспевшая капнуть ему в рот росинка с чайного листа спасла ему жизнь. Интерпретации возможны и несколько иные. Очевидно, что открытие любой значимой для человечества «штуковины» (как говорит Виногродский) во всех культурах окутывается мифами и легендами (см. Прометей итд). Так, можно с уверенностью сказать, что древние китайцы были знакомы с чаем и знали о его целебных свойствах, более того приписывая историю его открытия мифологическому созданию Шэньнуну, они определяют чай как жизненно важный элемент материальной и духовной  культуры.

Еще одним документальным подтверждением знания о чае является первый словарь китайского языка Эръя, в котором уже в 704 г. до н.э. чай описан как один из целебных напитков.

В буддистской цивилизации также есть легенда о происхождении чая. Примерно 543 г. до н.э с Запада в Китай пришел рыжебородый варвар (он же Бодхидхарма), сел напротив стены и замедитировал. В какой-то момент он задремал, а проснувшись, рассердился на себя, вырвал свои ресницы и бросил их на землю. Вот из этих ресниц и вырос чайный куст. А буддийским монахам рекомендовалось пить чай во время медитаций и церемоний, чтобы не спать. Это что касается мифологичности происхождения чая. Теперь подробнее рассмотрим ддругие аспекты формирования чайной культуры.

В Китае вплоть до периода Чунь Цю ( «Весна и осень») чай использовался в основном для алтарных жертвоприношений, в частности для ритуала поклонения предкам, проводимого императором. По некоторым данным происходило это так: «В определенный лунный день 12 девственниц переставали стричь ногти. Через некоторое время они выходили собирать чай. Каждая девушка срывала по 30 почек одинакового размера, не касаясь их подушечками пальцев. После этого собранные почки промывали 12 раз, перемешивая руками, и запаивали в серебряный сосуд. Перед ритуалом Император производил над ним некие магические действа». Подтвердить или опровергнуть достоверность описания этого ритуала сейчас не представляется возможным, очевидно одно – первоначальная функция чая – ритуал. Так, мы понимаем, что уже в древности осознавалась церемониальность употребления чая, его особые свойства предопределяли и особое отношение не просто как целебному растению, а как к предмету ритуального культа. Скорее всего зародившееся  в то время отношение и привело в итоге к осознанию необходимости изобретения церемонии для употребления чая.

Мифологоческое происхождение и ритуальная значимость чайного листа привели к тому, что чай начали использовать в пищу. И, очевидно, это и послужило поводом для активного изучения полезных свойств чая, который очень скоро приобрел репутацию «лекарства от ста болезней» и вошел во все медицинские справочники Древнего Китая.

В период Троецарствия (220-280 г.г.) чай уже как целебный напиток начал входить в жизнь китайцев. Сначала он появился при дворе императора, который одаривал им своих сановников в знак высочайшей милости. Вскоре, в силу того, что природные условия благотворно влияли на распространение чайной культуры в Поднебесной, чай стал в Китае национальным напитком и, естественно, товаром. Появляются первые чайные лавки, возникает культура коллективного чаепития. Чайный кустарник стали выращивать вдоль рек в южных провинциях Юннань, Сычуань и Гуйчжоу.

К началу правления династии Тан (618-907 г.г.) чайные плантации покрыли почти всю долину реки Янцзы и провинции, расположенные к югу от нее. Этот период считается расцветом культа/культуры чая. Его пили все: и простые крестьяне, и знатные вельможи. В буддийских храмах часто устраивали большие чайные церемонии, на которых беседовали о канонах буддизма и о чайной этике, слагали стихи. Чай прочно вошел в духовную область китайской цивилизации, став одной из основ, зацементировавшей пестрые национальные культуры воедино,  и материальную жизнь, превратившись на ряду с шелком в один из основных экспортных товаров Срединного государства.

Примерно в это же время (4-8 в.) чай активно распространяется в околокитайском пространстве — он попадает в Монголию и Тибет как отличное средство для поддержания жизненного тонуса, вместе с буддизмом проникает в Японию и Корею, где появляются чайные плантации вокруг буддистиких монастырей.

Вот небольшое красочное видео про историю чая для тех, кто хочет попрактиковать английский:

А это для тех, кто хочет попрактиковаться в китайском:

Душевных чаепитий!

Души не чаю (с), 2011

Показать другое число
Контрольное число*

Похожие статьи

Шэн пуэр: о вкусовых качествах, аромате и условиях хранения.

Ни одна книга не смогла бы охватить все ключевые моменты, связанные с рассмотренными выше вопросами. Цель этой статьи — сформировать у читателей общее представление о том, что такое шэн-пуэр, познакомить их с основными понятиями, а также предостеречь от покупки некачественного чая.

Читать дальше

10 способов заварить китайский чай

Читать дальше

10 способов заварить китайский чай

Читать дальше

5 правил покупки чая в магазине

Читать дальше

Критерии выбора хорошего чая

Читать дальше

Гуандунские улуны: все, что вы хотели знать, но боялись спросить

Читать дальше

Мануал по церемонии гунфу ча: основные моменты для проведения

Читать дальше

Незаслуженно забытый Мэн Дин Гань Лу

Читать дальше

«Не обманешь – не продашь»: фальсификация и мошенничество в русско-китайской чайной торговле 18 – начала 19 века

Читать дальше

«Не обманешь – не продашь»: фальсификация и мошенничество в русско-китайской чайной торговле 18 – начала 19 века

Читать дальше

Только свежий чай
доставляем напрямую
от производителей
и правильно храним
Бесплатная доставка
при заказе от 3000 руб.
в любую точку Москвы
в пределах МКАД!
Вернём 100% стоимости
без выяснения причины,
если вас не устроит
качество нашей продукции