Лун Цзин - На Шаг Ближе...

Чайные секреты

25 марта 2019г.

Лун Цзин - На Шаг Ближе...

Этому зеленому чаю посвящены тысячи тысяч страниц. Он имеет официальный титул «Знаменитый», его величали «Императорским», его происхождение окутано туманом мифов, высящихся средь даоского бессмертия и буддийской нирваны. «Колодец Дракона», все-таки.

Юго-восток Китая, провинция Чжэцзянь. Здесь, в городе Ханчжоу, на юго-запад от озера СиХу (что появилось благодаря упавшей с неба жемчужине, созданной бессмертной четой, драконом с фениксом) существует, известный еще со времен Троецарствия (220-280 гг.), Драконов колодец с незамерзающей никогда водой. А еще чуть дальше – буддийский монастырь ЛунЦзинСы (ведь при закладке фундамента был найден камень, похожий на дракона) и деревушка ЛунЦзинЦунь. В ней еще давным-давно и возделывали 18 кустов чая, естественно, именуемых Лун Цзином. А окружающие горы были известны у даосов, Тяньтайшань в частности, как одна из 28, на которой можно успешно выплавить посредством медитации пилюлю бессмертия внутри человеческого тела и превратиться в сяня-небожителя. А чуть позже – у буддистов, считавших, что здесь лучше всего обретать просветление. Благодаря четвертому буддийскому патриарху Чжи-и, услышавшему от своего даоского наставника, что здесь находится дворец бессмертных, на Тяньтай с 605г была воздвигнута буддийская обитель Го Цин Сы (Отчество Чистоты). А Линъинь (Уединение или прибежище души) и поныне действующий огромный комплекс чань-буддизма на одноименной горе, воздвигнутый еще в 328 г индийским монахом Хуэйли. Помните дракона, держащего в лапах жемчужину бессмертия? Это прекрасная иллюстрация к чаю. Ведь по одной из версий, кусты прослыли настоящей драгоценностью из-за выплеснутого на них эликсира бессмертия, пролитого неким небожителем.


Настоящей драгоценностью и сейчас величают именно СиХу Лун Цзин. Селения, где его производят, должны располагаться строго в радиусе 168 к     м² от озера. Все что дальше – это Чжецзянь Лун Цзин.

Лучший СиХу Лун Цзин – с пика Львиный (Шифэн) и со старой деревушки Лунцзин. Ярко-зеленый, влажно-глянцевый лист без ворсинок, гладкий и плоский, защищенный в туманных дымках от прямых лучей солнца, растет на высоте около 350-400 м. У настоя долгий аромат и богатый вкус. Помимо него, выделяют еще 4 стиля: «драконий» с округа четырех каменных гор (ВэнгЦзяшань, Янмэйлин, Шанся Маньцзюе Лун, и пика Белой Цапли Байхэфэн), «сливовый» или «из замка семьи Мэй» с горы Пяти облаков, «облачный» (ЮньЦи) и «тигриный» – около источника Хупао, вода которого признана, в том числе и Мао Цзедуном, лучшей для чая, а также в садах около озера СиХу, деревушках Сыяньцзине, Чишаньбу и в горах Саньтай. Остальной Лун Цзин, не менее вкусный, из других многочисленных деревень будет чжецзяньским.

А для защиты от подделок, для ЛЦ печатают на 250гр упаковках QR-коды с 11-тизначными номерами, которые на сайте показывают информацию о месте выделки чая (причем таких мест зарегистрировано достаточно много).

Императорским Лун Цзин стал в династию Цин при императоре Канси (1662-1723), когда в Ханчжоу был построен походный дворец. Ранней весной чай должен был поставляться ко двору. А утвердился статус, причем именно у Шифэн Лун Цзина, благодаря внуку Канси – императору Цянлуну (1711-1799), которому мы обязаны не только баснословным ценам на этот бренд чая, Львинный пик, но и еще одной легендой. В ней мать императора, в которой Цянлун не чаял души, была исцелена, испив ароматный и удивительно нежный настой чая из рук своего сына.

А титул «Знаменитый» – продолжение того вектора, только теперь его может приобрести практически любой желающий.

Пробовали ли вы добыть или создать золото? А просто оценить силу этого металла? С этим чаем также. До сих пор нужна удача, личное знакомство и/или приличная сумма денег, чтобы испить свежие, гладкие, плоские почечки экстра-класса в 1.5-2 см с едва намечающимся листиком, именуемые «сердце лотоса», раннего, близ озера СиХу, сбора. Ведь лист

развивается дальше, а в течение года сбор происходит 190-200 дней, с февраля-марта по октябрь, т.е. около 30 раз в сезоны вегетации.

В 1995 году для чайных листьев была установлена классификация. Помимо упомянутого экстра-класса (для 1 цзинь или 500 гр такой драгоценности надо около 36 тысяч почек) выделили:

— Первый класс – гладкая почка с листочком (второй лист внутри почки). Длина 2-2,5 см. Пика с флажком (ЦиЦян).

— Второй – почка с двумя листочками 2,5-3 см (относительно плоские листья). Воробьиный язычок (Цюэ Шэ).

— Третий – почка с двумя листочками, что сдавлены в пластинку в 3-4 см.

— Четвертый – почка с двумя-тремя относительно плоскими, широкими листьями 3-4,5 см.

— Пятый класс (только для Чжецзянь Лун Цзина). Почка с тремя листочками приплюснута и шероховата, см 4-5. Сбор приблизительно с конца июня по начало октября.

Ну и последнее, как же готовят данное сокровище, что в Чжецзяне заваривают в стеклянных колбах или просто в стаканах, температурой не выше 85*С, вдыхая дивный аромат и созерцая уточненный танец Лун Цзина.

Чтобы достичь мастерства в приготовлении такого чая, понадобится десятки лет, по заверениям мастеров. Метод искусства обжарки чая с 2008 года – культурное национальное наследие Китая.

— Итак, не повредив побег, указательным и большим пальцами, изнутри наружу, уже черными от сока листьев пальцами, срывают верхушечку стебля.

— Далее, в прохладном, темном помещении раскладывают эти верхушечки часов на 8 тонким слоем в 3 см (или больше для 3-5 классов). В это время влага испаряется на 15-30%, уменьшая горечь и запах травы, проявляя аромат чая.

— После завяливания ЛЦ просеивают, разделяя сырье на маленькое, среднее и большое, для нюансов обжарки.

— Обжарка – судьба чая (ведь класс был уже определен временем сбора). Это искусство состоит в непрерывном чередовании движений человеческих рук, взаимодействующих с чаем в горячем, блестящем металлическом котле.

Культурное достояние, 10 главных действий руками, описывают как:

встряхивание, протряхивание (доу),

захватывание (чжуа),

разминание, выпячивание (тин) или набрасывание (да),

давление, прижимание ),

бросание (шуай),

прихватывание (дай) или намазывание (мо), или оттисковывание (та),

толкание (туй/ тоу),

собирание, защипывание (коу),

давление, придавливание (цзи/ на),

растирание, полировка (мо).

Помимо самой техники обжаривания, которой восхищался еще император Цянлун, весь процесс разделяется на 3 этапа: «незрелый котел» (цинго), «возвращение влаги» (хуэйчао) и «блестящий котел» (хуэйго). Причем, чем ниже класс чая, тем выше будет температура в котле и тем сильнее будет нажим руками в манипуляциях с чаем.

«Незрелый котел» растирают маслом до блеска, раскаляют до 80-100* С и засыпают в него около 100 гр чая. Начиная со встряхивания и захватывания, и постепенно переходя к остальным, чередуя движения рук от легких прижиманий к более сильным, в течение 15-12 минут стремятся выпрямить и сплющить в пластинку верхушечку побега. Таким образом происходит и «убийство зелени», и ЛЦ высушивается на 80-70%.

— Для «возвращения влаги» чай, вынутый из котла, в течение 60-40 минут раскладывают, охлаждая, затем сортируя, просеивают и вновь помещают в котел.

— Обычно в «блестящий котел» ссыпаются гр 250 чая, т.е. 4 «незрелых». Минут 25-20, не отрывая рук от чая, при температуре около 70-60*С вновь производят чередования движений – от легких к сильным. Влаги в чае остается порядка 6-5%, а на вид, потеряв ворс, ЛЦ становится глянцевым и плоским, источая свой божественный сладкий аромат.

— Затем чай охлаждают, провеивают и устраняют крошку.

— Если ЛЦ крупный, то его еще на минут 10 или 5 помещают в котел для «вытягивания вершины».


Естественно, далеко не каждый Лун Цзин собирается и обрабатывается руками. Да, порой побеги собирают и при помощи дронов, а обжаривают в специальных машинах. Да, часто на рынке можно встретить сычуанский или тайский, а может быть и вьетнамский чай, похожий на Лун Цзин. Насколько такой будет отличаться от аутентичного? Будет ли он со сладким ароматом, а во вкусе настоя, что подобен вкусу без вкуса, будет ли ощущаться вечная великая гармония? – как писал Лу Цы Чжи в эпоху Цин, посвятив оду этому чаю. Возвысит ли он мысли и дарует ли сердцу свободу от тоски и тягот заботы? – как писал Сю Цышу в «Комментариях к размышлениям о чае». Почувствуем ли мы, что вкус у дзен и у чая един?.. А почему нет?

Души не чая, Чайная Маргарита.

 

Похожие статьи

Маття или матча – искусство повседневной жизни. (часть 2)

 

Читать дальше

Маття или матча – искусство повседневной жизни. (часть 2)

 

Читать дальше

Маття и матча – почувствуй разницу.

 

           «На тысячу ли один ветер» (дзэнское изречение).

Нужно ли вообще различать маття и матча, – ведь в сути это одно имя для японского, как принято считать по умолчанию, порошкового чая, только по-разному произносимое. Японии «чай» – «тя», в Китае – «ча»).

Читать дальше

Маття и матча – почувствуй разницу.

 

           «На тысячу ли один ветер» (дзэнское изречение).

Нужно ли вообще различать маття и матча, – ведь в сути это одно имя для японского, как принято считать по умолчанию, порошкового чая, только по-разному произносимое. Японии «чай» – «тя», в Китае – «ча»).

Читать дальше

Лун Цзин - На Шаг Ближе...

 

Читать дальше

Лун Цзин - На Шаг Ближе...

 

Читать дальше

Лун Цзин - На Шаг Ближе...

 

Читать дальше

Лун Цзин - На Шаг Ближе...

 

Читать дальше

Лун Цзин - На Шаг Ближе...

 

Читать дальше

Лун Цзин - На Шаг Ближе...

 

Читать дальше